The Wall Street Journal: История одного "Бурана" [ Редагувати ]
Халид Джуман (Khalid Juman) имеет весомую проблему, от которой просто не может избавиться: попавший в затруднительное положение 70-тонный космический корабль. Построенный Советским Союзом для исследования небес, этот космический летательный аппарат (КЛА) многократного использования оказался на приколе здесь, в Королевстве Бахрейн.
"Я просто не хочу, чтобы эта штука присутствовала в моей жизни", - говорит этот 39-летний бизнесмен, показывая рукой на массивный аппарат, брошенный на песчаной площадке, которая нависает над Персидским заливом.
Спроектированный с расчетом на то, чтобы выдержать вход в атмосферу, этот космический корабль сегодня медленно разваливается под напряжением весьма приземленной борьбы из-за неоплаченных счетов. Бродячие собаки находят приют под его плоскостями, а художники-граффити оставляют следы на его корпусе. Внутри корабля полно мусора, и он очень нуждается в покраске. Оказавшийся в Бахрейне по причине ожесточенной борьбы между одной московской компанией, которая его изготовила, и одним сингапурским концерном, который утверждает, что купил его, этот космический корабль покинул Россию 5 лет назад ради того, что, как ожидалось, должно было стать прибыльным путешествием по миру. Не способный летать после того, как россияне демонтировали с него авиационную электронику и заменили его тепловую обшивку на листы пенопласта, он путешествовал морем.
Сначала он отправился в Австралию, где одна компания взяла его в аренду для выставки, которая совпала по времени с проведением Олимпиады в Сиднее. Выставка провалилась, и компания разорилась. Космический корабль, длина которого составляет 119 футов (около 40 метров - Подробности), затем был перевезен сюда, в Бахрейн, для еще одного показа. И этот показ кончился провалом. Последовала серия судебных исков, главным образом между российским научно-производственным объединением (НПО) "Молния", которое построило этот КЛА многократного использования, и одной сингапурской конторой, которая рекламирует себя как спонсор "крупнейшего космического туристического маршрута "Планета Земля". Каждый из них утверждает, что именно он является владельцем того, что в разгар "холодной войны" было гордостью России - ее ответом на американский космический шаттл (shuttle).
"Я оказался между молотом и наковальней и хочу выбраться", - говорит господин Джуман, получивший образование в Техасе бизнесмен, который сначала в 2002 году организовал доставку российского шаттла в Бахрейн, а теперь вот является его временным хранителем, пока идет судебная тяжба за то, кто станет его будущим владельцем.
Рассчитывали, что этот КЛА многократного использования, именуемый "Бураном", задержится в Бахрейне, крохотном королевстве Персидского залива, всего на пару месяцев. Спустя 3 года, после более чем дюжины судебных исков, он все еще находится там, покрытый пузырями от интенсивного воздействия пустынного солнца. Господин Джуман говорит, что ему наплевать, кому достанется этот аппарат, только бы его у него забрали и возместили ему затраты на его хранение.
Как и большинство российских активов, "Буран" в свое время принадлежал государству, которое вкладывало миллиарды долларов в соперничество с американской программой "Shuttle". Для создания российского варианта шаттла Москва организовала НПО "Молния", в то время совершенно секретное конструкторское бюро.
Отставая от Соединенных Штатов, несмотря на свои первые триумфы, которые включали отправку в космос первого человека, Советы так никогда и не попытались использовать свой "Буран" для пилотируемых полетов в космос и обратно и вместо этого удовольствовались одним-единственным полетом "Бурана" в автоматическом режиме в 1988 году. Он дважды облетел Землю и спустя 3 часа совершил безукоризненную посадку. Больше он никогда не летал. Михаил Горбачев, бывший в то время советским лидером, объявил, что "этот полет является крупным достижением советской науки и техники", и резко сократил финансирование программы "Буран" в момент, когда Советский Союз начал распадаться. Россия позднее прекратила эту программу вовсе, однако сохранила свой старый, но надежный космический корабль "Союз", который после катастрофы американского КЛА "Columbia" в 2003 году стал единственным способом доставки людей в космос.
В 1990-е годы НПО "Молния" пошло по той же траектории, что и другие российские государственные компании. Оно превратилось в общественную корпорацию и начало заключать капиталистические сделки. Но, в отличие от нефтяных месторождений и алюминиевых заводов, которые в результате туманных приватизационных сделок принесли своим новым владельцам огромные личные состояния, продать старый космический аппарат оказалось куда трудней.
НПО "Молния" пыталось сбыть с рук КЛА "Буран" в Америке, на аукционе, который организовала одна радиостанция в Лос-Анджелесе. Россияне объявили стартовую цену в 6 миллионов долларов США. Никто не подал заявку, и шаттл остался дома, в разрушающемся складском ангаре в Подмосковье.
Всего россияне построили около десятка шаттлов, большинство - опытные образцы. Один стал аттракционом для туристов и сегодня стоит в московском парке культуры и отдыха имени Горького; еще один был демонтирован. Другие были брошены в бывшей советской республике Казахстан, которая в 1991 году стала независимой и унаследовала главный космодром Советского Союза. Единственный "Буран", который действительно побывал в космосе, потерпел катастрофу на земле: в 2002 году крыша складского ангара рухнула, убив восьмерых человек и уничтожив космический корабль.
Тот шаттл, который сегодня оказался на приколе в Бахрейне и который первоначально получил обозначение BTS-002, совершил несколько суборбитальных полетов, но так никогда и не покидал атмосферы Земли. Но он все же прославился в коммерческой рекламе благодаря компании, председателем которой был один австралийский ученый, который летал в космос на борту американского шаттла " Challenger" в 1984 году. Эта компания, "Buran Space Corporation Ltd.", в 2000 году взяла шаттл в аренду у НПО "Молния" и отправила его морем в Сидней для показа на выставке, которая располагалась на территории старого казино.
Этот проект лопнул, оставив после себя след из обломков. Компания, организовавшая выставку, тоже разорилась.
Когда его австралийский клиент оказался в стадии ликвидации, НПО "Молния" начало искать другого клиента. В 2002 году НПО завязало отношения с недавно созданным предприятием, которое именовалось "Space Shuttle World Tour" и было дочерним предприятием сингапурской компании "Events HQ International". Русские согласились продать "Буран", а не просто сдать его в аренду. Банковские документы, связанные с этой сделкой, заставляют предположить, что сингапурцы заключили очень выгодную сделку, купив шаттл всего за 180 тысяч долларов. "Молния" и "Space Shuttle World Tour" отказались сообщить цифру.
Не устрашившись провала показа шаттла в Сиднее, который не смог привлечь большого числа зрителей, Совет экономического развития Бахрейна (правительственный орган) решил, что ему нужен российский "Буран" для организации собственного показа. Он нанял выставочно-маркетинговую компанию господина Джумана "PICO International (Bahrain)", чтобы помочь в организации летнего фестиваля, и поручил ему заключить сделку по аренде космического корабля. Сингапурцы согласились доставить "Буран" в Бахрейн - и после увезти его назад - за 1,3 миллиона долларов.
Господин Джуман также арендовал некоторые макеты неопознанных летающих объектов (НЛО) и американские космические приборы. Но главным зрелищем должен был стать "Буран". Посетителей возили к "Бурану" на автобусе, который был оборудован таким образом, чтобы создать у пассажиров впечатление, что они являются астронавтами, которых доставляют к стартовому комплексу. Господин Джуман говорит, что он начал читать материалы о советской космической программе и почувствовал в душе сожаление в связи с тем, что россияне переживают столь тяжкие времена. "Я влюбился в 'Буран'", - говорит он.
Очарование быстро угасло. Летний фестиваль в Бахрейне, как и выставка в Австралии до него, привлек меньше людей, чем рассчитывали его устроители. Когда фестиваль закончился, НЛО и все прочие экспонаты были упакованы и отправлены туда, откуда они прибыли. Но "Буран" остался. Поскольку власти требовали от господина Джумана вывезти шаттл с его основной территории, он арендовал участок неподалеку от порта Бахрейна и нанял баржи, чтобы доставить туда шаттл для хранения.
А тем временем россияне начали утверждать, что их обманули, обвиняя сингапурцев в том, что те отказываются признавать условия оплаты сделки. Чтобы отстаивать свои интересы, россияне наняли в Бахрейне адвоката Сухайлу Турани (Suhaila Toorani), которая быстро добилась судебного постановления, запрещавшего сингапурцам вывозить шаттл заграницу. "Я вмешалась как Супермен и не дала им увезти шаттл, - вспоминает она. - Мне было жалко россиян. Они так хорошо проявили себя в космосе. . . но они были такими наивными в бизнесе".
Она предъявила суду письмо из одного российского банка как доказательство того, что сингапурцы более чем на год задерживают выплату НПО "Молния", которое на 60% принадлежит государству, очередной порции денег за "Буран", и что ранее выплаченные деньги были отправлены обратно в Сингапур. Сделка расторгнута, говорит она, и россияне хотят получить обратно свой космический корабль. Сейчас они хотят продать его музею в Германии.
Кевин Тэн (Kevin Tan) из сингапурской компании "Space Shuttle World Tour" говорит, что его компания выплатила россиянам всю необходимую сумму. Он заявляет, что "не помнит точно", когда и сколько, но утверждает, что "этот шаттл принадлежит нам".