Педагоги всего мира чтят память Василия Сухомлинского [ Редагувати ]
Его труды изучают молодые педагоги во всем мире. А особенно чтят в Китае. Завтра Василию Сухомлинскому исполнилось бы 90 лет. Он говорил, что у человека есть три беды: смерть, старость и плохие дети. Сухомлинский создал оригинальную систему воспитания. Ее главный принцип - уважение к личности ребенка. Хотя в советские времена его и критиковали за "абстрактный гуманизм". Репортаж - Леся Вакулюк.
Леся Вакулюк, корреспондент:
- Павлышская средняя школа в Кировоградской области была известна не только в Советском Союзе. Сюда со всех уголков мира приезжали педагоги, чтобы перенять опыт воспитания детей у скромного директора сельской школы.
Здесь традиции Сухомлинского берегут и по сей день. Дети ухаживают за дубовой, сиреневой, каштановой аллеями, которые посадил еще сам ВасилийАлександрович. Каждый год в школе отмечают День хлеба, придуманный педагогом: засевают поле, собирают урожай, а затем пекут караваи. Сухомлинский считал, что вот такие занятия только способствуют учебному процессу.
Валентина Балабуха, замдиректора Павлышской средней школы:
- Авторитет нашої школи існує і зараз. Якщо взяти, наприклад, цього року діти вперше здавали незалежне зовнішнє оцінювання, то наші діти отримували по 10-11 балів, то це вже говорить про те, що і донині школа Сухомлинського, як то кажуть, тримає своє обличчя.
Накануне празднования дня рождения Василия Сухомлинского украинские педагоги и их зарубежные коллеги обмениваются опытом воспитания современных школьников на родине своего учителя. Говорят, методики Сухомлинского актуальны и сегодня.
Сяомань, бывший президент китайской Академии педагогических наук:
- В древней китайской истории есть великий педагог Конфуций. Он считал, что образование необходимо для всех. Вот это совпадает с идеями великого украинского педагога Сухомлинского.
Анна Гаратик, замдиректора Института педагогики Вроцлавского университета:
- Признание прав ребенка, предоставление свободы, но очень разумной, чтобы она не перерастала в распущенность. Думаю, детей необходимо побуждать к самообразованию и самовоспитанию. Это и есть самые ценные принципы, которые можно позаимствовать у Сухомлинского.
Михаил Богуславский, председатель Научного совета по истории образования и педагогики Российской академии образования:
- То, что он в свое время отстаивал, это напряженный интерес к личности ребенка, это воспитание без наказания, это необходимость воздействия самыми тонкими инструментами. Потому что это совершенно ясно. Вот в свое время Сухомлинский написал статью "Мир вступает в век человека", перефразируя, можно сказать: "Мир вступает в век Сухомлинского".
Вера в способности ребенка, уважение к его личности. Многие идеи отца, говорит дочь - тоже педагог - Ольга Сухомлинская, только недавно внедрили в воспитательный процесс.
Ольга Сухомлинская, академик, секретарь отдела теории и истории педагогики Академии педагогических наук Украины:
- В розумовому навчанні в початковій школі, особливо це довкілля і початкова школа, я думаю, що так розвивається, принаймні в тому ж напрямі, про що говорив Сухомлинський на початку 60 років, а це вже 40 років практично тому назад. Щоб не зубріння і натаскування, а розвивальні аспекти, спонукання до розвитку мислення, слова і руки.
Возможно, некоторые высказывания директора сельской школы сегодня могут показаться банальными. Но все педагоги соглашаются в одном: Сухомлинский особенно ценен и значим сегодня тем, что в авторитарной стране ему удалось реализовать миссию педагога-гуманиста. Леся Вакулюк,
Игорь Антонюк. "Подробности", Телеканал "Интер".