Закрываются государственные программы для инвалидов [ Редагувати ]
Экономический кризис в полной мере ощутили инвалиды. Программы для людей с ограниченными возможностями на государственном уровне закрываются. Местные власти только заявляют о заботе. На деле даже столичные инвалиды-колясочники и спинальники - то есть те, кто не может передвигаться без инвалидных колясок и костылей - практически лишены возможности выйти из дома. На что теперь уповать таким людям - рассказывает Анастасия Даугуле.
Виктор Александрович осматривает свое движимое имущество: 20-летний "Запорожец" в буквальном смысле рассыпается на глазах.
Тем не менее, своего проржавелого "железного коня" инвалид 1-й группы должен беречь и сдать государству. "Запорожец" с ручным управлением получил бесплатно еще при советской власти.
По закону, через 10 лет эксплуатации инвалид имеет право на замену машины. Виктор Александрович подсчитал - новой "Славуты" (их сейчас выдают вместо "Запорожцев") ему ждать еще как минимум полвека. Считал, ориентируясь на темпы прошлых лет. Не знает, что в этом году впервые инвалидам не будет выделено ни одного автомобиля.
Леонид Савенко, заместитель министра труда и социальной политики Украины:
- В отношении специализированного транспорта для инвалидов в этом году программа по финансированию не выделена. Не подтверждена бюджетом.
Заместитель министра объясняет: кризис. И кивает на Верховную раду - там могут принять отдельный законопроект. Единственный нардеп-колясочник, отстаивающий права инвалидов в парламенте, честно признается - шансов нет.
Валерий Сушкевич, глава комитета ВР по вопросам пенсионеров, ветеранов и инвалидов:
- Сьогодні, щоб задовольнити всіх інвалідів України автомобілями, потрібно від 4 до 8 млрд. гривень!
Рядовым инвалидам не до высокой политики. Виктору Александровичу нужно ехать к врачу через весь город. Раньше выручала служба "социального такси" - теперь и там кризис.
Виктор Снегирев, инвалид 1-й группы, житель Киева:
- Например, "Фольксвагены", которые очень удобны - там низкая полочка для того, чтобы заходить, в высокую я забраться не могу, так эти "Фольсвагены" стоят, потому что они на бензине. Ездят только те машины, которые на солярке.
Приехавшая после недель упорных дозвонов машина оказывается со сломанным подъемником. Запчастей нет - объясняет водитель. Полпарка стоит без ремонта, а бензина вообще нет.
Владимир Матат, водитель Центра социального обслуживания пенсионеров Киева:
- За последнее время второй раз подходит дело к тому, что топлива не хватает. Сколько существует организация, тер.центр, никогда у нас такого не было.
В мэрии рапортуют об увеличении финансирования и утверждают, что никаких проблем нет.
Татьяна Скрипченко, заместитель директора Центра социального обслуживания пенсионеров Киева:
- Я ж не можу казати за тих людей, що вам розказують.
- А ми можемо проїхати зараз подивитись сам автопарк?
- Бокси закриті. Всі ж на виїзді - вам же сказали.
Руководство Центра предлагает поверить на слово - почти три миллиона бюджетных гривен осваиваются успешно, не выходят на линию только несколько машин, для которых не могут найти водителей. Проверить чиновников нелегко.
Автопарк социальных автомобилей столицы находится за глухим бетонным забором с колючей проволокой. Сколько сегодня выехало автомобилей к инвалидам, и в каком состоянии те, которые остались на приколе - практически военная тайна.
Он давно не верит ни городским начальникам, ни министрам. В очереди на автомобиль не выстоял, на социальное такси не рассчитывает. Только на себя и старую, но надежную немецкую коляску. 30 лет без капремонта - а берет и барьеры, и преодолевает трамвайные пути.