"Евровидения" в Киеве может не быть [ Редагувати ]
Знаете ли вы, что 150 тысяч долларов организаторы "Евровидения" хотят потратить на то, чтобы одеть в зеленую ткань Дворец спорта по всему его внешнему периметру? Зачем?! Ведь телезрители Европы увидят только внутреннее убранство здания.
На эти и другие "интересные" вопросы я попытался ответить в ходе журналистского расследования обстоятельств, связанных с контрактами на сценическое оформление фестиваля. Поиски вывели меня на целый клубок интриг и противоречий, сокрытых от общественности. Похоже, под шумок "Евровидения" "мимо темы" (в чьи-то карманы) могут уйти большие деньги? И это - под громкие лозунги о борьбе с коррупцией, под страстные призывы новой власти к открытости и прозрачности действий.
Сцена пусть останется "за Киевом"
Внутренняя кухня конкурса отнюдь не проста. В подготовке шоу можно условно выделить три главные составляющие: свет, телевидение, дизайн сцены. (Речь идет о производстве собственно телепередачи, но не оспаривается важность вспомогательных мероприятий - обеспечение транспортом, гостиницами и пр.) Теоретически все три направления может взять на себя принимающая страна. Но обычно осветительную и телевизионную технику национальные устроители арендуют у одних и тех же фирм, которые таким образом обеспечивают "Евровидение" в разных странах на протяжении ряда лет. Делается это в соответствии с рекомендациями хозяина фестиваля - Европейского вещательного союза (EBU). Дескать, постоянные подрядчики гарантированно не подведут. При этом, разумеется, EBU насильно подрядчиков никому не навязывает. Национальным телекомпаниям тонко дают понять: если вы-де решите брать свет и картинку "на стороне" - а вы имеете на это полное право, - то знайте, что спрос с вас будет самый строгий. В конце концов, последнее слово всегда остается за EBU, который может не утвердить выбор национального организатора фестиваля. Поговаривают, что ни одна страна (где проводилось "Евровидение", по крайней мере, за последние пять лет) не рискнула проигнорировать эти рекомендации. Даже если очевидной была возможность сэкономить, наняв более дешевых (и тоже гарантирующих отменное качество!) мастеров света и телеизображения.
Однако совершенно "противоположный" принцип у EBU к выбору подрядчика по оформлению сцены "Евровидения". Тут инициатива полностью отдается принимающей стороне. Дескать, если в ситуации со светом и телетехникой важно перестраховаться на предмет возможных технических сбоев, то дизайн в каждой очередной стране проведения просто обязан нести на себе печать местных традиций и национального колорита.
Итак, мы подходим к тому, что в проекте "Евровидение-2005" как минимум оформление главной сцены должно быть "за Киевом". Но тут начинаются сплошные интриги и темные места.
Где тендер?
Хочу напомнить, что за проведение песенного конкурса в нашей стране отвечает Национальная телекомпания Украины как единственный от государства член Европейского вещательного союза. Соответственно президент НТКУ после победы Русланы в Турции чуть ли не автоматически получил статус генерального продюсера "Евровидения2005". Часть средств на проведение конкурса дает EBU, остальное "доплачивает" принимающая сторона. В нашем случае деньги должны быть выделены из госбюджета, поскольку НТКУ является бюджетной организацией. И как следствие - все работы по обеспечению мероприятия должны выполняться на конкурсной основе. То есть теми фирмами и организациями, которые станут победителями в соответствующих тендерах. Ведь согласно закону "О закупках товаров, работ и услуг за государственные средства" все закупки на сумму свыше эквивалентной 5 тысячам евро следует производить только на основе тендера.
Соответственно НТКУ обязана провести тендер на закупку услуг по подготовке и проведению фестиваля.
Как удалось выяснить, тендерная документация была подготовлена еще в прошлом году, но объявлять тендер не представлялось возможным, пока не будет утвержден бюджет НТКУ на 2005 год, предусматривающий финансирование на "Евровидение".
Госбюджет на 2005 год депутаты приняли 28 декабря. В нем первоначально было предусмотрено выделить на "Евровидение" 30,8 миллиона гривен. Однако давно было понятно, что этой суммы недостаточно, даже с учетом тех 5 миллионов швейцарских франков, которые вносит в бюджет фестиваля EBU. Потому НТКУ еще загодя подготовила соответствующее письмо в Минфин, которым запрашивались дополнительные суммы на "Евровидение", дабы страна все-таки не ударила в грязь лицом. НТКУ предлагала два варианта увеличения первоначальной суммы - до 75 и до 122 миллионов гривен. (В случае утверждения 122 миллионов руководство НТКУ собиралось приобрести еще и передвижную телевизионную станцию.) Однако, реально оценивая ситуацию и понимая, что по максимуму денег вряд ли дадут, Национальная телекомпания рискнула объявить тендер из расчета на 75 миллионов. И сообщение об этом было опубликовано в ближайшем январском выпуске "Вестника государственных закупок" за этот год. Объявление о проведении открытых двухступенчатых торгов на закупки соответствующих услуг было зарегистрировано 14.01.05 за #8-06-39/66. Оно предусматривало начало проведения тендера в конференц-зале НТКУ 15.02.2005 года в 14 часов.
Однако к тому времени в стране уже бурлила "оранжевая революция", активная фаза которой завершилась инаугурацией Виктора Ющенко 24 января. Политический кризис, сопровождавший президентскую кампанию, отразился и на работе НТКУ. Стоит ли удивляться, что объявленный на середину февраля тендер так и не состоялся. А 25 февраля НТКУ возглавил новый президент.
Таким образом, получается, что от запланированной даты проведения тендера до увольнения генерального продюсера "Евровидения-2005" г-на Савенко прошло 10 дней. Понятно, что прежнее руководство НТКУ все это время уже, как говорится, сидело на чемоданах. Но хоть формально-то они могли провести тендер. Почему не провели?
Чтобы приблизиться к ответу на этот вопрос, необходимо уточнить кое-какие детали. "Оранжевая революция" не была секретом для чиновников EBU, которые хорошо понимали, что при такой болезненной смене власти в стране, вполне вероятно, уйдет в отставку и руководство Национальной телекомпании, на котором "висит" проведение конкурса в Киеве. Как застраховаться от того, что в самый неподходящий момент легитимный генеральный продюсер "Евровидения-2005" может оказаться без реальной возможности влиять на ход событий? И в штаб-квартире EBU настояли на том, чтобы господин Савенко полностью передал свои полномочия генерального продюсера Павлу Грицаку, который до того был исполнительным продюсером фестиваля.
Соответствующий документ Александр Савенко вынужден был подписать буквально под давлением. Когда же пришло время проводить тендер, те, от кого зависело решение в этом вопросе, просто не стали это самое решение принимать. В итоге ряд украинских и зарубежных фирм, которые рассчитывали принять участие в тендере, почувствовали, что их просто водят за нос.
То, что г-на Савенко сменил г-н Стецькив, украинских сценографов, светотехников, туроператоров и др. могло смущать (или радовать), как говорится, постольку поскольку. Ведь понятно, что фестиваль - вне политики, и потому, рассудили те, кто претендовал на участие в этом проекте, от нового руководства компании логично ожидать, что оно продолжит линию своих предшественников. Ведь на иные организационные маневры уже просто не остается времени.
Ан нет. Оказалось, что команда Тараса Стецькива вовсе не собирается становиться в отношении "Евровидения" преемницей курса команды Александра Савенко.
Мы не знаем "такого сценографа"
Вот что рассказала по этому поводу сценограф, художник-постановщик Наталья Клисенко:
- Мы были ошеломлены, когда уже от нового руководства НТКУ узнали, что, как они нам сказали, с дизайнером сцены вопрос уже решен. Нам заявили, что этим будет заниматься фирма, которую возглавляет некий Михаил Илько. Могу сказать, что в Украине не так много людей, профессионально занимающихся сценическим дизайном. Это узкий специализированный рынок, и все мы - коллеги - знаем друг друга. И знаем сценографов из ближнего зарубежья, которые уже обслуживали некоторые проекты в нашей стране и потому могли бы претендовать на участие в "Евровидении" в Киеве. Так вот, фамилия Илько никогда не звучала в нашем кругу. Такого сценографа никто не знает! Когда мы просили, чтобы нам показали его работы или хотя бы назвали проекты с его участием, с нами не захотели разговаривать, заявив, что вопрос уже решен, что проект Илько якобы уже одобрили в Швейцарии. Но одобрить - не значит утвердить, а тем более заключить договор. А как его могли утвердить без тендера? Ведь это же прямое нарушение нашего законодательства. Поэтому руководители фирм, претендующих на участие в тендерах, известные украинские сценографы выступили с обращениями в адрес Президента, руководства Кабинета Министров с тем, чтобы правительство повлияло на ситуацию. Ведь речь идет о престиже нашего государства на международном уровне.
На оформление сцены претендовал также известный московский сценограф Борис Краснов, чье имя связывают с Украиной, поскольку он выпускник театрально-декоративного отделения Киевского художественного института, ранее работал в Театре им. Леси Украинки, лауреат премии им. Тараса Шевченко.
Я позвонил господину Краснову в Москву, и у нас состоялся очень эмоциональный (с его стороны) разговор:
- Еще весной прошлого года мне было предложено поучаствовать в этой истории. Я везде ездил сам: ни командировочные, ни гостиницы, ни другие подготовительные расходы мне никто не оплачивал. Я летал в Стокгольм, показывал свои задумки, свои возможности. Потратил на все это 35 тысяч долларов собственных денег. В итоге у меня уже есть готовый проект, я презентовал его в Киеве, где ушли не одни сутки на всевозможные согласования.
И вдруг узнаю, что все решено, и оформлять сцену будут какие-то другие люди. Причем мне сказали, что эта фирма уже два года не ведет никакой деятельности. К тому же раньше она занималась полиграфией.
Я бы еще понял, если бы наняли какую-нибудь известную дизайнерскую фирму на Западе. Тогда можно было бы сказать: Краснов, пошел к черту, будут работать суперпрофессионалы. Я уже не говорю о том, что в Украине есть отличные специалисты - мои друзья - и хорошие производственные цеха, где все это можно было бы создать. Я рассчитывал на помощь именно украинских коллег. Но кто такой этот господин Илько? По каким признакам его отобрали? Просто взять дизайнеров-графиков, концептуалистов - в таких делах не проходит. Понимают ли эти люди, что такое сцена? Что значит скоординировать и построить такой проект? Это же пять часов прямой рекламы государства, как можно допустить непрофессионалов! Что это за междусобойчики, когда речь идет о престиже страны? Она мне не чужда, я 27 лет прожил в Украине.
- Ваш прогноз: если окажется, что Украина не готова к тому, чтобы "Евровидение" провести на пристойном уровне, и возникнет угроза срыва проекта, организаторы - Европейский вещательный союз - могут перенести проведение песенного конкурса в какую-нибудь другую страну?
- Не знаю, это меня не волнует. Знаю одно: они понимают, что старое руководство в Украине снято - пришла новая власть. И им внушили: забудьте все, что было, включая Краснова, есть новые люди, которые рекомендованы.
- Вы верите, что в EBU проект господина Илько утвержден?
- Говорили, что подписан. Еще в январе. Но я знаю, что и мой проект тоже утвержден!
Я еще скажу: можно подготовить чертежи, но надо же вдохнуть во все это жизнь! Должна быть координация со светом, звуком, экраны, репетиции... Все это практически неподъемно для того, кто никогда ранее подобным не занимался. У людей годы уходят на то, чтобы наработать опыт в этом деле.
В этой истории деньги меня интересуют в последнюю очередь. Я думал, что если меня позвали, то мой опыт будет востребован, и будет востребовано то, что я все-таки ученик украинской школы, воспитывался и жил в Украине, впитал ее культурные традиции. Но почему должен приходить человек, который даже не в профессии? Где его диплом сценографа?
- Сколько времени есть у НТКУ на то, чтобы разрулить ситуацию? Где та критическая дата, после которой даже суперпрофессионалы не смогут спасти положение?
- Если на 19 мая намечен финал, то к 1 мая должно быть все готово. На работу самое меньшее нужен месяц. И это при том, что будет создана общая команда профессионалов, в которой все будут работать на результат, а не заниматься интригами. Во временном цейтноте как раз больше всего нужны опытные специалисты, которые все улавливают с полуслова и могут сделать работу быстро и гарантированно качественно. То есть первая доска должна быть прибита не позже первого апреля, иначе с задачей не справится уже никто.
- Мне понятно ваше возмущение...
- Это не возмущение, это недоумение, так и напишите. Я не понимаю руководителей, которые так легкомысленно относятся к престижу своей страны. И не понимаю тех непрофессионалов: какую храбрость нужно иметь, чтобы так нагло в это влезать, не имея никакого опыта! Считаю, что право участвовать у меня и моих коллег в Украине просто украли.
О том, что проект Бориса Краснова серьезно рассматривался в EBU, свидетельствует письмо исполнительного директора этой организации Сванте Стокселиуса, направленное в адрес прежнего президента НТКУ Александра Савенко и полученное в Киеве 08.09.2004 г., вх. #2036/3. В нем, в частности, говорится (перевод с английского):
"Наглядова рада пісенного конкурсу "Євробачення" рекомендує розглянути та підписати угоди з приводу дизайну та технічного забезпечення (телевізійне, звукове та освітлювальне обладнання), спираючись на пропозиції наступних компаній: Krasnov Design, Spektra, Prisma. Конкретні пропозиції від цих компаній щодо ПКЄ05 були розглянуті та затверджені Наглядовою радою ПКЄ".
Таким образом, очевидно, что в EBU проект Краснова был одобрен. К тому же, по предварительным оценкам, выходило, что стоит он (проект) на четверть дешевле проекта господина Илько. Впрочем, эту информацию я не могу подтвердить документально. Но если бы действительно был проведен тендер, то слухи просто не имели бы под собой никакой почвы, и все бы стало действительно прозрачно и без интриг. Потому что вскрытый на тендере конверт с предложениями - это уже документ.
Бывший вице-президент НТКУ Геннадий Радченко довольно высоко оценил проект Краснова, сказав, что он - по креативу - явно выигрышнее проекта Илько:
- Илько предложил обтянуть весь Дворец спорта зеленой тканью. По предварительным прикидкам, это будет стоить около 150 тысяч долларов. Если учесть, что главный продукт "Евровидения" - телевизионная передача, то зачем тратиться на внешнее оформление здания, которое все равно не увидит телезритель? Да и какой эффект будет от зеленой ткани на фасаде здания в мае, когда вокруг будут зеленые деревья? Подобных "гвоздей" в этот проект можно забить еще очень много.
"На жаль, я мушу бігти"
Я встретился с Павлом Грицаком и задал ему вопрос: знает ли он о письме группы украинских дизайнеров в адрес президента Ющенко, в котором выражается обеспокоенность по поводу непрозрачных методов отбора подрядчиков для обеспечения "Евровидения"? Наш разговор состоялся 22 марта по окончании встречи с представителями делегаций на предстоящем фестивале.
- Ми діяли в рамках закону, проводили тендерні процедури, визначені українським законодавством і підзаконними актами, - ответил Павел Илькович. - І я хочу сказати одне: в той час як деякі займаються критикою, нічого не почавши робити, були люди, які працювали. І ми працюємо на результат. Результат за ці два дні такий, що всі голови делегацій в захопленні від сцени, від світла і взагалі від організації. Це в принципі найкращий результат.
- Борис Краснов сказав, що його проект вже був затверджений, але замість Краснова визнали пана Ілька. Прокоментуйте, будь ласка.
- З Красновим не було підписано жодної угоди, і дизайн Краснова не був затверджений жодним чином на офіційному рівні.
- Він планував взяти участь у тендері?
- Я не бачив жодного офіційного листа від пана Краснова на участь у тендері по сцені.
- А від кого були офиційні листи?
- Офіційних листів не було ні від кого.
- І все ж таки був тендер чи не було?
- На дизайн сцени концепція Михайла Ілька була затверджена на засіданні Наглядової ради Європейської мовної спілки у січні, й була проведена процедура закупівлі його послуг згідно з чинним законодавством.
- Оскільки, як ви сказали, не було ні від кого офіційних заявок на участь у тендері, то виходить, що пан Ілько один брав участь у ньому? Хіба це можливо?
- Вона (очевидно, имелась в виду процедура покупки услуг. - Авт.) була проведена буквально недавно.
- Коли саме?
- Була завершена приблизно тиждень тому.
После этих слов господин Грицак засобирался уходить: "На жаль, я мушу бігти, мене чекають..." - сказал он уже на ходу, стремительно удаляясь.
Как видим, украинский продюсер не смог внятно объяснить: когда и по какой причине Краснова "заменили" на Илько? А еще слова Грицака не сходятся с тем, что написали в своем обращении к президенту украинские сценографы: "На звернення до попереднього керівництва НТКУ з приводу участі наших фірм у творчо-виробничому забезпеченні конкурсу ще влітку минулого року ми отримали відповідь, згідно з якою найближчим часом мав бути оголошений тендер на дизайн головної сцени конкурсу".
Выходит, обращения по поводу участия в тендере "по сцене" все-таки были?
Вся эта история выглядит довольно неприятно. Постановление КМ, которое якобы позволило провести закупку услуг для "Евровидения" по упрощенной схеме, - это лишь подзаконный акт, и оно не отменяет закон, предусматривающий тендер. Это обстоятельство, считает Геннадий Радченко, вполне может стать предметом особого интереса со стороны Счетной палаты, КРУ, прокуратуры.
Почему "разменяли" Краснова?
Сценограф Наталья Клисенко с горечью сказала: "Почему такая несправедливость? Когда надо в пожарном порядке спасать какой-нибудь малобюджетный проект, то идут к нам, и мы буквально за копейки в считанные сутки выполняем колоссальные объемы работ. А когда появился крупный заказ на работы по нашему профилю, нас как профессионалов пытаются отодвинуть отовсюду и отдать заказ совершенно случайным людям. Да, на открытом и честном тендере мы могли бы соревноваться и проиграть одной из компаний, которые также должны были в нем участвовать. Это могли быть та же "Краснов Дизайн" или "Арена-Дизайн", или "Технологии и Дизайн", или еще кто-то. Но это был бы честный проигрыш профессионалам. К тому же мы коллеги и друзья и все равно работали бы вместе. А с кем будет работать этот Илько?"
Очевидно, круг сценографов действительно тесен, и они всегда могли бы договориться между собой на профессиональном уровне. Если бы кто-то один выиграл право на главный подряд, то остальным, надо полагать, непременно достались бы субподряды. Тот же Краснов, например, не обошелся бы без производственных цехов в Украине. Не возить же десятки тонн декораций из России, платя при этом таможенные пошлины и теряя на транспортных расходах и чиновничьей волоките. Но, похоже, и Краснова, и его украинских коллег просто кинули. А швейцарские кураторы того же (уже утвержденного ими же) Краснова просто "разменяли" в угоду "революционной целесообразности" новой власти. Или есть другие причины?
В процессе подготовки данной публикации я беседовал со многими компетентными специалистами. При этом не все из них пожелали быть названными в газете. Один эксперт высказал довольно любопытные предположения, которые я передаю как бы в вопросительной форме, сделав их тем самым оценочными суждениями.
Правда ли то, что некоторые лица, имеющие влияние на устроителей "Евровидения" от украинской стороны, решили избавиться от услуг г-на Краснова, которого, в силу его большого международного авторитета просто невозможно "раскрутить на откат"? Правда ли, что Краснов все заработанные деньги забрал бы себе и не поделился бы ни с кем из посредников, ценя свой труд и свое имя в кругах шоу-бизнеса? Правда ли, что совершенно неизвестный на рынке сценографии "непрофильный" дизайнер некоторым личностям показался фигурой более сговорчивой и готовой "поделиться" заработком? Правда ли то, что за Илько стоит какая-то фирма, которая путем закулисных договоренностей, т. е. коррупционным способом, замкнула на себе не только подряд на обеспечение конкурса? И правда ли, что сам Илько тут понадобился только как подставная фигура, чтобы не вызвать негодования тем, что почти все бюджеты направляются в одно место?
P.S. Весной 2004 года, едва стало известно, что "Евровидение-2005" пройдет в Украине, началась подготовка к этому мероприятию. Тогда же мы начали получать подробную информацию о том, что такое на самом деле это "Евровидение" и какие традиции сложились с его проведением в EBU. И мне рассказали такую историю: пару лет назад право на проведение песенного телевизионного фестиваля получила Латвия. Телевизионное руководство этой страны начало готовиться к мероприятию под "ненавязчивым присмотром" EBU. За два месяца до начала фестиваля латыши из каких-то своих соображений вдруг решили заменить генерального продюсера. В штаб-квартире Европейского вещательного союза при этом, как говорится, и глазом не моргнули - продолжали наблюдать за ситуацией с добродушной улыбкой. Но у себя они приняли решение: на всякий случай готовить "запасную площадку" для проведения конкурса на его родине в Женеве. Латыши, однако, выровняли ситуацию, и "запасной аэродром" не понадобился.
Эту историю женевские чиновники постарались внести в уши киевскому телевизионному начальству. (Иначе бы я о ней просто не узнал.) Но для чего они это сделали? Не для того ли, чтобы дать украинским партнерам понять, насколько серьезно они относятся к проекту и что не дадут провалить его даже при том, что национальные продюсеры формально несут за него ответственность? А что в Женеве могут думать об украинских партнерах, глядя на наши "революционные действия"? И какая возможна реакция?
В этой связи я спросил у бывшего президента НТКУ Александра Савенко, верит ли он в то, что Украину в итоге могут в последний момент просто "снять" с "Евровидения" и что, возможно, запасная площадка уже готовится в какой-нибудь другой стране? Александр Николаевич не исключил такого финала.
P.P.S. Похоже, украинским фирмам, специализирующимся на предоставлении услуг по сценическому дизайну, предстоит тест на цеховую солидарность. Сегодня они как бы едины в общем чувстве обиды. Но что будет через неделю-две? Ведь у тех, кто получил контракт на производство декораций, действительно может не оказаться производственных мощностей. И кто же тогда будет крутить гайки, бить гвозди и натягивать зеленое полотно? Не получится ли, что кого-нибудь из сценографов таки наймут (гласно или тайно) за "крохи с большого стола" и они согласятся быть субподрядчиками, то есть штрейкбрехерами? В конце концов эти самые "крохи" в натуральном исчислении - тоже деньги немалые.
Вадим Петрасюк, "2000"