Гуманитарная помощь - не дорогое, но эффективное оружие внешней политики [ Редагувати ]
Для рядовых американцев, оказавшихся 11 сентября 2001 года в гуще исторических событий, северозападные районы Азии могли показаться оазисом мира и спокойствия. Но именно с этого дня можно начать отсчет событий, направленных на окончательное уничтожение такого противоречивого государства, как Северная Корея. Эта страна, которую Джордж Буш с легкой руки (или головы) включил в список государств "оси зла" никогда еще не переживала подобного внешнего давления, как за последние 12 месяцев. Самое примечательное, что теперь на Северную Корею "давят" больше всего те государства, которые раньше более других оказывали ей финансовую и гуманитарную поддержку - а именно США и Япония.
Непосредственно после событий 11 сентября никто не видел связи между терактом и Северной Кореей или регионом в целом. Корейцы не меньше других были шокированы сообщениями о трагедии в Нью-Йорке, но все же все это происходило где-то далеко. И это понятно - такие региональные центры, как Пхеньян, Сеул и Токио географически удалены от США и Ближнего Востока. Кроме того, здесь очень мало мусульман, а в Северной Корее - и христиан. Так что, у корейцев и японцев было право надеяться, что их не втянут в возможный "крестовый поход".
Однако, кроме политических факторов любых серьезных событий, есть и факторы экономические. А здесь японцам есть что терять: это - страна с передовой экономикой, высочайшим уровнем технологического развития, отличным уровнем жизни. Японии признательны лидеры многих стран Ближнего Востока и Африки, которым Япония, как величайший за прошлое десятилетие жертвователь гуманитарной помощи, оказала значительную поддержку. После событий 11 сентября Япония сыграла неоценимую роль в стабилизации мировой экономики после затянувшегося экономического спада.
Но мир и покой, похоже, восстановится в Азии не скоро. 11 сентября в ВТЦ в Нью-Йорке действительно погибли и японские граждане, однако, угрозы самой Японии не было. Несмотря на это, премьер-министр Японии Коидзуми заявил, что нападение на "ближайшего союзника Японии" (и это после "ядерных испытаний" в Херосиме и Нагасаки) должно быть расценено как нападению на Японию. Такое заявление тем более тяжело было воспринять как логичное, если учесть, что до сентября 2001 года Япония в своей политике не придерживалась концепции коллективной безопасности.
Вскоре правительство Японии пошло дальше, следуя курсом в духе пацифистской конституции страны. В октябре 2001-го, после 33-часового обсуждения, парламент принял Закон об особых мерах борьбы с терроризмом, который предусматривал сотрудничество с США и обеспечение армии США невоенной поддержкой (медицинская помощь), а также предоставление гуманитарной помощи беженцам. Две следующие доработки позволили силам самообороны охранять японские и американские базы на территории Японии. Кроме того, военным судам было разрешено стрелять по подозрительным нарушителям границ. "Это - эпохальное решение", - заявил Ясухиро Окудаира, почетный профессор Токийского университета. "В политике безопасности Японии в течение последних 50 лет происходили определенные изменения, но ничего подобного не было".
Целью всех этих действий было, якобы, уничтожение террористической сети Усамы бен Ладена, но на самом деле под невиданное экономическое, политическое и военное давление Японии попала Северная Корея. Проблема Северной Кореи не нова. Именно Корейский полуостров стал местом, где произошел первый крупный конфликт Холодной войны. Да и после падения Берлинской стены Пхеньян еще десять лет успешно сопротивлялся всеобщему "размораживанию". Но языки пламени 11 сентября, похоже, заставят растаять ледяную нацию, ведь теперь правительство США следует стратегии смены режимов власти во враждебных государствах. Сложно сказать, насколько эта стратегия действительно нова, но очевидно, что в последнее время Япония особенно активно лишает Пхеньян финансовой и гуманитарной помощи.
Давление на Северную Корею стало явным в ноябре 2001 года, когда японские налоговики "насели" на банки, которые зажиточные корейцы, живущие в Японии, используют для перевода денег в Пхеньян. Через месяц японская береговая охрана отправила на дно северокорейское судно, якобы подозреваемое в контрабанде наркотиков в Японию. Как утверждают японцы, торговля наркотиками для Северной Кореи - чуть ли не единственный источник иностранной валюты. Это потопление - первое военное действие японцев со времен войны было произведено в международных водах благодаря полномочиям, появившимся после теракта 11-го сентября.
Хотя Токио и Вашингтон всегда отрицали связь между оказываемой гуманитарной помощью и внешней политикой, и те и другие резко сократили объемы "гуманитарки", отправляемой в Северную Корею. По сравнению с 2000-м годом, США сократили объемы помощи вдвое. Япония, ранее крупнейший жертвователь гуманитарной помощи, заявила о сокращении объемов поставляемого в качестве помощи риса. Представители Мировой продовольственной программы (The World Food Programme), которая фактически кормит четверть населения Северной Кореи, предупредили, что продовольственные запасы в Северной Корее исчерпаются уже этой осенью. Было объявлено о недостаточных объемах гуманитарной помощи.
Первым признаком возникшего кризиса стал рост количества беженцев. Считается, что десятки, а возможно и сотни тысяч северных корейцев пересекают корейско-китайскую границу, где их тихо терпят, но о статусе беженцев им остается мечтать - своих граждан хватает. Южная Корея отмечает возрастание в два раза числа беженцев с территории Северной Кореи за последние 2 года. И хотя по-прежнему это число небольшое, в Сеуле опасаются наплыва беженцев уже в скором будущем.
В последнее время Пхеньян демонстрирует политическую активность. Недавно Ким Джонг-ил вернулся из России. 17 сентября в Пхеньяне он примет японского премьера, это будет первый визит японского премьер-министра в Северную Корею со времен войны. В Пхеньяне ждут - не дождутся официальных представителей США. Поговаривают даже, что к концу года Ким отправится в Сеул.
Сложно сказать, удастся ли Пхеньяну в этот раз перейти от слов к делу - нарушить старые традиции. Но одно можно сказать точно, стране нужна помощь извне, как нужна она и вконец добитому американскими бомбами Афганистану, как нужна она и государствам бывшей Югославии. Только вот, хочется надеяться, что жертвователи найдутся еще до того, как на головы корейцев полетят американские бомбы.
У читателя может возникнуть вопрос, мол, кто вообще обязан поддерживать корейцев. При чем тут Штаты, если в Северной Корее нечего есть (даже если на свалки США выбрасывается в n раз больше продуктов, чем способна потребить Северная Корея)? На самом деле, никто не обязывает США кормить корейцев. Речь идет о другом - можно ли играть с такими вещами, как гуманитарная помощь голодному населению, чтобы оказать воздействие (я уверен!) на далеко не голодное правительство Северной Кореи. Можно ли создавать искусственный голод, сокращая поставки основных продуктов питания (в рамках краткосрочной, а не долгосрочной политики)? Чего стоит идея гуманитарной помощи, если это, всего лишь, способ либо выбросить никому не нужные старые шмотки, либо поддержать в теле десяток тысяч корейских детей - и то, заметьте, только до первой политической необходимости лишить их той горсти риса, которую они ежедневно получают? Воистину, у США нет друзей, есть лишь интересы. Неплохо бы помнить об этом и Украине. Как к нам, стране без ядерного оружия, без эффективной армии, с почти полностью разрушенными или устаревшими инженерно-технологическими мощностями, с полностью "подсевшей" на наркотик кредитования экономикой, станут относиться после того, как дорежут Россию - не самый простой вопрос.