Тяжело быть "белой вороной" [ Редагувати ]
Ушли в прошлое времена, когда подвергались гонениям за веру. Свобода вероисповедания задекларирована Конституцией. Сегодня представители разных конфессий молятся каждый своему Богу. Но история помнит другие примеры. Церковные реформы, начатые Патриархом Никоном еще в 18-м веке, поделили православных на две враждующие тогда стороны. Часть, оставшаяся в меньшинстве, не пожелавшая подчиняться нововведениям, была вынуждена спасаться от преследований официальной церкви и искать убежища за пределами Родины.
"Все мы здесь - русские, но Родина наша - Украина. Как так случилось уже никто и не вспомнит, давно это было..." - баба Степанида показывает, что вон там - живет баба Лукерья, - она должна знать, а вон в том доме - старый-старый дед Гавриил, он наверняка помнит.
Дед Гавриил "вспомнил", что с самого начала в селе жили две семьи - Филипповы и Хребтиевы. Так и назвали село - Филиппы-Хребтиевские.
Село условно поделено на две части: в одной живут украинцы, - их совсем мало, во второй - русские. Их - большинство. Несколько веков назад они стали изгоями на своей Родине, и не за какие-то там смертельные грехи, а лишь потому что уважали традиции предков, свою веру. Их называют старообрядцы
О традициях староверов ходят легенды. По-разному относятся к ним украинцы. Одни - с уважением, другие - с опаской.
Старообрядцам нельзя курить и, не дай Господь, пить. Даже на свадьбах и похоронах. Они - много работают, а в свободное время - много молятся.
Степанида Набойщикова: "Нельзя обидеть человека, чтоб добре делать, а не плохо, потому что это нельзя, а вообще они рабочий народ, не так как некоторые нации есть филонють, и черные, - а это рабочий народ".
Но люди говорят, что время внесло свои коррективы. И нужно быть святым, чтобы следовать всем старинным обычаям.
Ермил Свиридов: "У нас раньше все грешно было: давали на детей деньги - по 10, по 12 гривен, - не получали, говорили "чертови гроши".
Правда, есть один обычай, который в Филиппах-Хребтиевских всеми мужчинами соблюдается неукоснительно.
Нифантий Орлов: "Украинцы, они бороду не запускают, а нам нельзя бриться".
Старики говорят, что из-за бороды русских когда-то давным-давно прозвали кацапами. Украинцы говорили, что все русские "как цапы" - вот и вся этимология этого слова. А украинцев назвали хохлами - тоже было за что.
Полина Свиридова: "Поженились, - те взяли украинцев, русские взяли украинцев, украинцы - русских, уже одно все, почти родственники все".
Несмотря на то, что через село проходит невидимая граница, украинцев в селе можно по пальцам пересчитать. По словам бабы Оли староверы оказались выносливее.
Ольга Самсонович: "Во, тiко я, туто єдна хата, тая пуста, ту розвалили - пуста, а там - тiко троє, туто пуста, та тоже пуста, страшно, дiти! Туто всього в хатi було вiсiм дiтей, i всi повиїзжали, їх родiтелi померли, - лишилася пуста хата, кругом пусто, ще тiко бабка, i я тож сама!"
На Пасху к бабе Оле приедет сын Гриша. И они вместе пойдут в соседнее село Куражин, за 15 километров от дома, - святить писанки и паски. Православной церкви в Филиппах-Хребтиевских нет. А в старообрядческую украинцы не ходят. Да их туда и не пустят. Некоторая отчужденность и неприветливость все-таки присутствует в характере староверов. С вами всегда поздороваются, поговорят, но в дом - не пригласят. И за один стол не сядут... Так было двести лет назад. Так и сейчас.