Внешнее тестирование: Хотят как лучше... А получится ли? [ Редагувати ]
Вот уже около пяти лет Министерство образования настойчиво "пугает" отдельные категории заинтересованных граждан. К "пугаемым" традиционно относят представителей администрации вузов, учителей, а главное - школьников и их родителей. Повод для страха не меняется - внешнее тестирование выпускников. И в этом году этот страх наконец-то станет всеобщим.
Долгая дорога к тестам
Украинская система образования начала активно "шагать на запад" в конце 1990-х - начале 2000-х годов. Первыми ласточками стали плавный переход к двенадцатилетнему циклу (все, как в "лучших странах") и неожиданно резкий - к двенадцатибалльной системе оценивания. По поводу "двенадцатилетки" народ поворчал и слегка подзабыл: сейчас те, кому предстоит выпускаться "по-американски" - в восемнадцать, учатся пока в среднем звене. Из-за изменения системы оценивания поворчали больше. Особенно "повезло" тем, кто в момент слома системы учился в 11-ом классе, хотя система расчетов средней оценки аттестата за два года стала головной болью учителей. Казалось бы, на этом "землетрясения" среднего образования закончатся, это высшему светили участие в "болонском процессе" и модульная система. Но уже в 2002 стало ясно, что без изменения принципа проведения выпускных экзаменов не обойдется.
И снова - как в "лучших домах" на вооружение было решено взять систему внешнего независимого тестирования: приходит выпускник, делает пометки на бланке установленного образца и после проверки узнает свою стандартизированную оценку. Кроме того, в идеале предполагалось, что по результатам этого же тестирования будут принимать в вузы. Благое намерение было зафиксировано и начало воплощаться в жизнь.
Рассчитывать на мгновенный переход на новую систему не стал никто, поэтому первые годы стали "пробными". Поначалу организаторы "охватили" всего четыре области и около пяти тысяч выпускников, которые решились рискнуть. Риск был налицо: детей пугали тем, что тесты излишне сложные, поэтому получить оценку, аналогичную той, что "обязана" появится в аттестате, практически невозможно. Потому школьники и не спешили, тем более, что энтузиастов, готовых поехать в соседнюю область было не так уж и много, особенно если учесть, что всего лишь несколько вузов согласились засчитывать результаты тестирования при поступлении.
С каждым годом организаторам "всеобщих тестов" удавалось расширять "географию" и увеличивать число участвующих выпускников. Но, снова-таки, сложность системы отпугивала многих желающих: школьник был должен ехать в школу, находящуюся в другом районе (хитрая система препятствования коррупционным деяниям со стороны "родных" учителей), а потом ждать результаты тестов чуть ли не до последних дней "официальных" выпускных экзаменов, не зная, насколько он ухудшит свою оценку и имеет ли значение сертификат для приемной комиссии потенциальной alma mater.
Плавное раскачивание было признано относительно успешным в 2006 году, когда очередное внешнее тестирование было названо "пилотной внешней независимой оценкой". Тесты-2006 написали свыше 41 тысячи выпускников, и Украинский центр оценки качества образования (УЦОКО), восхитившись успехом своего начинания, решил, что к 2008-2009 годам страна будет готова ко всеобщему тестированию.
Несмотря на оптимистичные заявления, в успех и (особенно) сроки мероприятия на местах не очень верили. В 2007 снова было проведено избирательное тестирование, которому "удалось" стать довольно-таки скандальным. Из 117 тысяч школьников, писавших тесты по всей Украине, только трем ученикам удалось набрать по двести баллов из двухсот возможных. Общественность испугалась и все громче начала заговаривать о том, что ни дети, ни тесты, ни система образования все еще не готовы к запланированным радикальным изменения. Возможно, понадеялись, что "пронесет". Не пронесло, и 25 декабря уже новый министр образования подтвердил: тесты писать будут все.
Школьный апокалипсис-2008
Весна-лето 2008 обещают стать "горячей порой" для почти 530 тысяч выпускников этого года. Каждый одиннадцатиклассник должен будет сдавать тесты по трем предметам, один из которых - обязательный (это украинские язык и литература), а два - на выбор потенциального абитуриента в зависимости от того, на какую специальность и в какой вуз собирается поступать "тестируемый". Перечень предметов "по выбору" включает в себя "базовые потребности": математика, всемирная история, история Украины, география, химия, физика, биология, зарубежная литература, основы экономики и основы правоведения. Иностранные языки в списках не значатся: специалисты УЦОКО не успели разработать "адекватные" и легко проверяемые тестовые задания. Поэтому поступающие на "иняз" смогут один из экзаменов сдавать по старинке. А тем, кому пока трудно остановиться на одном варианте будущего факультета, разрешат сдавать и более двух "экзаменов по выбору". Главное, решить до 20 февраля, когда будет прекращена регистрация и выпускников, и, соответственно, их тестовых "предпочтений".
Но многое зависит не столько от планов учеников, сколько от "доброй воли" вузов: несмотря на то, что университеты и академии должны были определиться с тем, какие сертификаты они готовы принимать, до 1 октября 2007, они не спешили этого сделать. К тому же, понятное дело, мало сдать нужный тест, еще бы неплохо набрать необходимое количество баллов. Которое пока тоже неизвестно.
По большому счету, для многих школьников внешнее тестирование станет покупкой кота в мешке. Пока еще неизвестно, каким образом будет проходить само тестирование. Маловероятно, что, по примеру предыдущих лет, школьников начнут "тасовать" между районами - все-таки их более полумиллиона. Вариант-мечту - компьютерное тестирование в независимых центрах оценивания - воплотить в жизнь пока не получится. И, судя по всему, тестирование-2008 будет таким же, как и в прошлом году - "бумажное" и со сходными заданиями, которые в свое время вызвали шквал нареканий. Кроме сложности, спорными моментами тестов-2007 по украинскому языку были некоторые специфические задания. И если с "заданием по интерпретации прочитанного текста" еще можно справиться "стандартно", то наличие "открытого задания с развернутым ответом" уже заставляет усомниться в абсолютной объективности тестирования. Маловероятно, что минисочинения проверяются компьютером, соответственно снова на передний план может выйти "человеческий фактор"...
Как бы то ни было, но сдавать тесты придется всем. Во всяком случае, тем, кто собрался поступать в вузы. Причем, не только выпускникам этого года. Кто не успел, тот опоздал: кому не удалось поступить раньше, сейчас это смогут сделать исключительно через тестирование - без сертификата не возьмут. Причем, без сертификата этого года - в 2009 очередной "порции" не успевших придется пересдавать экзамены. Утешительным призом должна послужить двухэтапная система тестирования: если кто-то по уважительной причине пропустил первый тур, он сможет принять участие во втором. Только свои сертификаты "припозднившиеся" абитуриенты получат ориентировочно во второй половине июля, когда прием документов во многие вузы уже заканчивается.
Зато в ближайшие два года можно будет читать тестовые задания на том языке, на котором выпускникам преподавали в школе. Это норма была заложена изначально, но своим указом Иван Вакарчук попытался "узаконить" исключительно украиноязычные бланки. После волны возмущения, которая пошла на Министерство образования со стороны Крыма, решение министра было пересмотрено, но с таким вот временным ограничением. И, судя по умонастроениям всех заинтересованных лиц "языковой бойкот" может оказаться не последним скандалом вокруг внешнего тестирования этого года.
Готовность номер 1?
Судя по оптимизму руководства Центра оценки качества образования, Украина наконец-то готова к объективной и априори антикоррупционной системе оценивания знаний выпускников. Судя по настороженности школьных учителей и университетских приемных комиссий - совсем не готова. И хотя свершилось то, о чем давно уже говорилось, многие проблемы, которые мешали активному внедрению практики всеобщего тестирования. не решены до сих пор.
Проблемой номер один многие считают высокую сложность заданий. Сам Иван Вакарчук заверяет, что это нормально: "Если кто-то набрал максимальное число баллов - это вообще исключительный случай... Все дети находятся в равных условиях: одни набрали максимальное количество баллов, другие - меньше". Безусловно, не все украинские школьники - вундеркинды, и нельзя считать, что каждая "12" по профильному предмету непременно трансформируется в максимум баллов за тест. Но и ситуация, когда прогнозируемая оценка отличается от результатов тестирования на 5-6 баллов (а в прошлом году подобное случалось неоднократно), вызывает настороженность. То ли тесты неоправданно сложные, то ли детей совсем плохо выучили и медалей надо давать намного меньше. То, что в школах могут завышать оценки - общеизвестно. Как и то, что при сопоставимых аттестатах уровень знаний выпускника средней сельской школы и "продукта" обучения в престижном лицее при университете достаточно трудно сравнивать. А высокие нормы всеобщего тестирования предполагают всего лишь унификацию системы оценивания, а никак не стандартов образования.
Еще одной важной проблемой можно счесть неоднозначный уровень готовности к внедрению всеобщего тестирования высших учебных заведений. Для выпускника может быть и неплохо: по американскому образцу разослать копии сертификатов по разным университетам и смотреть, куда по баллам удастся пройти. Но для многих вузов (особенно для тех, кто, надеясь на "авось", до сих пор не предпринимали попытки реформировать вступительный механизм) переход может стать достаточно болезненным. В меньшей степени это касается артистических институтов и академий, а также учебных заведений, для поступления в которые необходимо сдавать спортивные нормативы. И с творческим конкурсом, и с "экзаменом по физкультуре" все останется по-прежнему. А вузам другого типа придется-таки разработать не только перечень предметов, которые должны числиться в сертификатах, но и условный проходной балл. Причем, когда все сводится к фактическому конкурсу аттестатов, определять этот "проходной" уровень стоило бы не в процессе экзаменов, а до начала подачи документов...
Еще одним интересным моментом является судьба льготников. Пример 2007 года показателен: один из тех школьников, которые набрали 200 баллов, без проблем поступил по своим тестам на запланированную специальность. Но при этом он был 111-м в списке из 150-и поступивших. Все те абитуриенты, имена которых числились в списке выше, имели различные льготы, предполагающие внеконкурсное поступление. Потому и интересно, как администрациям вузов удастся разрешить дилемму: действительно брать "лучших из лучших", опираясь только на результаты тестирования, или пользоваться проверенными (порой и околокоррупционными) схемами. Хотя, одна категория потенциальных льготников по сути дела может отпасть автоматически - это медалисты. И то не факт: тесты - тестами, а заслуги - заслугами...
Кроме всего прочего перед вузами могут встать и своеобразные финансовые сложности: изменение системы поступления, в принципе, делает ненужными подготовительные курсы, что лишит университеты солидного источника доходов. Но, снова-таки, это случится лишь в том случае, если основания для поступления действительно будут равными. Так что многое по-прежнему зависит от решений руководства высших учебных заведений. В том числе и антикоррупционная составляющая перспектив внедрения внешнего тестирования. Возможно "тесты для всех" смогут хоть как-то побороться с несправедливым оцениванием в школах. Не факт, но возможно. Но, следует заметить, что завышение оценок "родным" ученикам часто ставит целью повышение общих "показателей" школы и упрощение жизни все тем же медалистам - потенциальным льготникам. И такой "карманной" школьной коррупции не тягаться с коррупцией университетской, где цена вопроса гарантированного поступления "денежного" чада, по слухам, может исчисляться тысячами долларов (разброс большой - все зависит от вуза). А такую "разруху в головах" всего лишь внедрением стандартных сертификатов побороть будет сложно.
Вот и получается, что украинских одиннадцатиклассников ожидает трудный год с трудными тестами. Но для давно закончивщих школу деятелей от образования этот год окажется еще труднее. И экзамены на самом деле сдавать именно им. Например, на честность и объективность.