Почему оперные сопрано поют непонятно? [ Редагувати ]
Даже страстные поклонники оперного искусства нередко вчитываются в субтитры, когда та или иная оперная дива исполняет очередную волнительную арию - чтобы узнать, о чем же она поет? Ученые полагают, что вам не стоит обвинять свой низкий культурный уровень. Вы можете не понять стихи, даже если их исполняют на вашем родном языке - и все только потому, что сопрано ухудшает произношение. Дело в том, что певица широко открывает рот, приспосабливая свой речевой тракт к созданию самых высоких и самых громких нот. Виноваты не наши уши - утверждает автор последнего исследования австралийский физик Джо Вольфе.
До сих пор ученые затруднялись измерить и объяснить этот эффект, который бывает наиболее выражен у сопрано - самых высоких женских голосов. Когда голос оперного певца оглашает концертный зал, его легкие прогоняют большое количество воздуха через гортань, заставляя вибрировать голосовые связки. Женские голосовые связки могут вибрировать почти вдвое быстрее мужских (до 220 раз в секунду), что позволяет им брать очень высокие ноты.
Звуковые волны обретают свою форму, проходя по голосовому тракту - мягкому каналу, дающему звуку резонанс, добавляя ему блеска, полноты и силы. Лучшие сопрано могут петь почти также громко, как и реактивный двигатель. Это не только помогает им оставаться слышными рядом с большим оркестром, но и передавать эмоции, задуманные такими композиторами, как Верди и Вагнер. Однако если композитор требует громких и высоких звуков, певцам (певицам) приходится приносить в жертву музыке смысл.
Вольфе и его коллеги из университета Южного Уэльса разработали метод измерения "эффекта сопрано", и, опробовав его на восьми певицах с высоким голосом, установили, что для того, чтобы взять самые высокие и самые громкие звуки, сопрано обычно широко открывают рот. При таком положении речевого аппарата произносимые звуки часто становятся неразличимы, "о" превращается в "а", происходят и другие редукции.
Так что же делать певицам? Микрофоны и усилители не помогут, а иных приемов усилить звук, не искажая его, не существует. Видимо просто слушателям так останется учить наизусть тексты любимых опер.