Историк из Говорухина получился никудышний [ Редагувати ]
На тот исторический понедельник, когда стало известно о повторном президентстве Путина, Первый канал российского телевидения приберег большую премьеру - фильм Станислава Говорухина "Благословите женщину".
В фильме две части. О второй говорить не стоит - довольно типичное женское кино, из тех, что круглосуточно крутят на "семейном" канале "Холлмарк". Но вот в первой части Говорухин рисует картины жизни СССР конца тридцатых - начала сороковых годов. И делает это с явной претензией на историческую достоверность. Что же - в смысле костюмов, особенно военной формы одежды - соответствующие эксперты действительно потрудились на совесть. Вообще надо сказать - к костюмной достоверности сводится большинство новейших постановок на исторические темы, что, разумеется, отнюдь не равнозначно их достоверности исторической.
Увы, фильм Говорухина исключением не стал. Как то уж очень неправдоподобно выглядит майор Красной армии, который, прощаясь с подругой жены, прикладывает руку к козырьку буденновки и произносит вполне белогвардейское "Честь имею!". Причем заметим, что майор этот пришел в РККА не с царской службы, а вырос и получил военное образование уже в советской стране. Возможно, он так своеобразно воспитан, но по фильму об этом догадаться невозможно - обычный советский служака, да и только. Но это ладно.
Сам Говорухин, который, кстати, обожает сниматься в собственных картинах и непременно в роли благородного героя, разоблачает сталинизм совершенно неожиданным способом. Он требует у подчиненного свежий номер газеты "Красная звезда" и тычет в ее страницы, где напечатаны ( "на нескольких полосах - и так каждый день!") фамилии офицеров, которым присваиваются новые воинские звания. Таким образом, Говорухин иллюстрирует тему сталинских репрессий в армии и выдвижения новых безграмотных назначенцев. Разумеется, центральный печатный орган вооруженных сил СССР "Красная звезда" никаких развернутых списков вновь произведенных армейских чинов никогда не публиковал. Это вообще не было принято в Советской армии, где всякая информация по личному составу всегда считалась секретной. Тем более, что в то время не было генеральских званий, а были "комдивы", "комкоры" и "командармы" - и, таким образом, читая "Красную звезду" (по Говорухину) можно было получить исчерпывающую информацию об организации и структуре РККА.
Тем более этого не могло быть в 1937-38 годах, когда за организацию такой массовой утечки информации о служебном росте офицеров могли запросто объявить врагом народа. Странно, что выдумывать такие нелепицы позволяет себя не какой-то сопляк, с претензией на новое осмысление истории, а вроде бы вполне состоявшийся кинодеятель. Или сейчас время такое окаянное, что засасывает в свое непотребство даже старую гвардию?! Не знаю, насколько типична история женщины-военврача, отдавшей в этом фильме своих детей другой женщине из-за занятости по службе. Но Говорухину, как автору фильма , следовало бы знать, что даже в военное время мать-одиночка имела полное право не служить в армии, не говоря уже о матери, у которой на руках грудной ребенок. В картине же этот почти клинический случай материнской неверности представлен как нечто само собой разумеющееся.
Или вот еще пример "исторической достоверности" по Говорухину - на карте, где герои картины отмечают ход военных действий - в 1944 году линия фронта проходит по... горам Кавказа. Это примерно то же самое, как если бы в 1941 году ее поместили в район Берлина.