Что нынче пишут в книгах жалоб [ Редагувати ]
Накануне Нового года выручка в любой торговой точке резко увеличивается - люди скупаются перед праздниками. И иногда, в предновогодней суматохе, забывают о своих потребительских правах. И уж почти вовсе не обращают внимания на призабытые книги жалоб, которые, тем не менее, есть в каждом магазине и ресторане. В советские времена там оставляли заметки более охотно. В основном, жаловались на грубость персонала. Как оказалось, нынче тоже есть те, кто не пожалеет пяти минут. И не скажет себе, пойду-ка я, лучше, в другой магазин.
Книга жалоб существует не только для того, чтобы ябедничать на некачественные товары или плохое обслуживание. Благодарности тоже приветствуются. Более того, читать их сотрудникам любого заведения гораздо приятнее.
Благодарят за вкусную еду и хорошее обслуживание. Иногда предлагают отметить самого услужливого официанта денежной премией. Правда, чаще всего до записей в Книге жалоб и предложений не доходит - "спасибо" выражают в устной форме.
По закону Книга жалоб и предложений должна быть в любой торговой точке, на самом видном месте. И выдаваться по первому требованию. На практике дело обстоит сложнее.
Последняя запись датирована ноябрем 2004-го. Хотя регистрировать этот документ нужно ежегодно. Проще заплатить штраф - от 17 до 170 гривен.
В обувном магазине уголок покупателя на самом видном месте. Правда, в Книге жалоб - сплошные благодарности. Сотрудники объясняют это тем, что с недовольными покупателями умеют договариваться полюбовно.
Чаще всего возмущаются люди небогатые. Хотя есть особая категория покупателей. На жалобах они зарабатывают деньги.
Дмитрий - почти постоянный автор Книги жалоб. Требует ее часто - в магазинах и ресторанах. Правда, не ради заработка - он и так успешный дизайнер, а из принципа.
С помощью Книги жалоб, говорит Дмитрий, действительно, можно отстаивать свои права. И в хорошем смысле слова воспитывать продавцов и официантов - чтобы качественно выполняли свою работу.
Ссориться Дмитрий не любит. И жизнью вполне доволен - вопреки расхожему мнению, что записи в Книге жалоб оставляют только скандалисты и неудачники.